Курсы валют ЦБ
$EUR18/0866.880.0175
EUR18/0876.18-0.1272

  • Афон – древняя монашеская республика

    2017.01.010335У многих людей на слуху загадочное географическое название Афон. Многие христиане мечтают попасть на Афонский полуостров, чтобы окунуться в древнейшую монашескую республику.

    Это действительно республика, которая, хотя и входит в состав Греции, но имеет широкую автономию во внутреннем управлении. Столица Афона – городок Кариес (ударение на «е»). Жизнь на полуострове подчиняется строгим монашеским уставам, управляется собранием архимандритов монастырей под названием Священный Кинот, и чтобы попасть на Афон, паломник должен оформлять отдельное разрешение, называемое диамонитирионом – подобие государственной визы.

    В ноябре ушедшего года мне довелось стать участником паломнической поездки на святой полуостров и своими глазами увидеть это государство в государстве. Наша паломническая группа была совсем небольшая – 9 человек, в неё вошли благочинные округов Валуйской епархии и наш владыка – епископ Валуйский и Алексеевский Савва (на снимке).

    Афон – это целый удивительный мир, попасть в который могут только мужчины. Существует древнее правило, согласно которому только мужчины могут посещать Афон, и соответственно, на полуострове есть только мужские монастыри. Согласно преданию, сама Пресвятая Богородица заповедала, чтобы на Афон не ступала женская нога, и это правило соблюдается до сего дня. За нарушение этого закона женщины могут быть подвергнуты тюремному заключению на срок до 12 месяцев. Этот запрет может показаться странным, различные правозащитные и феминистически настроенные европейские организации постоянно протестуют против этого правила, однако Афон свято соблюдает свои вековые традиции, хотя история знает некоторые исключения. К примеру, афонские монастыри принимали в своё время женщин-беженок во времена гонений и войн, но после прекращения смут и при первой же возможности их снова выселяли на материк.

    Афон ещё часто называют Святой Горой, в настоящее время он считается главным мировым оплотом православного монашества, где монашеские традиции соблюдаются и передаются уже более тысячи лет.

    Живописные склоны полуострова, погружённые в чистые воды Эгейского моря, величественный столп горы Афон и ценные христианские реликвии были притягательны для разного рода захватчиков. И потому в книге истории Афона есть страницы расцветов и упадков. Но никакие препятствия не смогли помешать благому предназначению - освещению всех православных людей светом веры.

    Человек жил на Афонском полуострове с давних времён, чему способствовали мягкий климат и красота природы, свойственная полуострову Халкидики. Сохранились свидетельства в произведениях древних историков о существовании на Афоне поселений, основанных ещё за тысячу лет до Рождества Христова. Но точное расположение этих городов установить так и не удалось.

    Особенности местного рельефа позволяли вести греческим племенам достаточно уединённый образ жизни. Люди в основном вели сельское хозяйство, занимались ловлей рыбы и животноводством. Морские пути, соединяющие Грецию и Восток, проходили через Афонский полуостров, а величественный Афон служил морякам в качестве маяка. Но эти процветавшие города по неизвестным причинам пришли в упадок, поэтому к моменту зарождения на горе монашества, всё там пребывало в запустении.

    Изначально монахи, пришедшие на Афон, селились в горах. Но от тех обителей, которые построили древние иноки, остались только развалины из-за непрестанных набегов варваров. Потому, в частности, и не сохранились письменные свидетельства о начальном периоде афонского монашества. Предполагается, что первые обители появились на Афоне во времена равноапостольного Константина.

    А в 691-692 годах после Трулльского Собора Афон был превращён в исключительно монашеское сообщество, где нашли своё пристанище многие скитальцы, которые были изгнаны из своих родных городов.

    Изначально монахи делили территорию полуострова с мирянами. Но, начиная с 883 года, для монашеской республики на Афоне наступили времена расцвета, когда взошедший на престол Василий Македонянин подтвердил своим указом исключительное право монахов проживать на Афонском полуострове. И пастухи с землепашцами покинули святые земли.

    В IX веке Святая Гора была признана ведущим монастырским центром Востока. К этому времени монашество представляло три отдельные формы: отшельническая, скитская и общежительная. Все три формы проживания были закреплены в Уставе Святой Горы, как равноправные и одинаково допустимые.

    Афонское монашество за более чем тысячелетнюю свою историю претерпело множество испытаний и скорбей. Это и грабежи, и разбой варваров, крестовые походы римо-католиков, принуждения к унии со стороны Рима, турецкое владычество с постоянными притеснениями со стороны турецких властей. В конце концов в 1923 году Лозанским договором над Афоном был закреплён суверенитет Греции, а в церковной иерархии монастыри Афона относятся к Константинопольскому Вселенскому Патриархату.

    Во времена мировых войн и в период гражданской войны в Греции монашество Афона пережило немало трудностей. Всё это привело к значительному сокращению численности монахов на протяжении большей части XX века. В 1971 году население Святой Горы было минимальным (зафиксировано всего 1145 монахов).

    Но с тех пор наблюдается неуклонный рост численности афонского монашества. А демократизация Греции и включение Афона в список наследия ЮНЕСКО, произошедшие в последней четверти XX века, привели к резкому подъёму интереса к Святой Горе - как с религиозными, так и с туристическими целями.

    В настоящее время Афон, несмотря на все тяготы, переживает очередной этап своего возрождения. На Святую Гору пришли новые последователи, кому старцы могут передать её традиции, и ранее передававшиеся из поколения в поколение. Население Афона пополнилось в настоящее время людьми самых разных профессий и возрастов, в том числе и молодыми людьми с высшим образованием. И все они решили стать частью вековых традиций Афона. Оплот православия сейчас силён, как во времена своего самого яркого расцвета.

    Немалую роль на всех периодах возрождения монашества Святой Горы сыграли старцы Афона - харизматические личности, оказывающие большое духовное влияние на приходящие поколения иноков. Среди них можно особо выделить отца Иосифа Исихаста, отца Паисия Святогорца, отца Софрония и Силуана Афонского. Современные старцы, такие как Ефрем Катунакский и Феоклит Дионисиатский, и множество других подвижников на Афоне также ведут работу по духовному просвещению и прилагают все усилия, чтобы передать традиции Святой Горы истинным последователям.

    Нашей паломнической группе довелось провести на Афоне неделю, и за это время мы смогли посетить следующие монастыри: Дохиар, Пантократор, Лавра святого Афанасия Афонского, монастырь святого Павла, Хиландар, Ватопед, а финалом нашей поездки стал Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

    Каждый монастырь по-своему уникален, имеет интереснейшую историю возникновения, свои святыни, о которых можно почитать в книгах об Афоне и в Интернете. Но у всех монастырей при этом много общего. Афонские обители живут по византийскому времени, а это значит, что день начинается с восходом солнца, а ночь наступает с наступлением темноты. Потому для паломника очень непривычны ночные богослужения. В большинстве монастырей богослужение ежедневно совершается дважды в день. Богослужебный круг открывает вечерня, которая служится обычно в 3 или 4 часа дня, после неё – ужин, за которым следует повечерие с молебном и поклонение местным святыням – чтимым иконам и мощам святых угодников Божьих. Если в России в храмах мощи находятся в постоянном доступе верующих, то на Афоне к ним можно приложиться исключительно во время богослужения. После 6 вечера двери монастырских обителей затворяются, и попасть в монастырь становится практически невозможно, потому паломникам следует помнить об этом постоянно, добираясь из одного монастыря в другой.

    Когда заканчиваются богослужения вечернего времени, с заходом солнца монастыри погружаются в тишину – наступает ночь. Конечно, было очень непривычно ложиться спать в 7 часов вечера. Но это необходимо, ведь впереди ночное богослужение… Ночные богослужения также совершаются ежедневно во всех обителях Афона. В 2-3 часа ночи (а кое-где и в час) специально назначенный монах-будильник будит всех, ударяя в деревянные дощечки – била. Монастырская братия и паломники спешат в храм для утреннего богослужения, которое продолжается до 6-7 часов утра, а иногда и до 8. Обычно в 8 часов – завтрак, после чего монашествующие и послушники отправляются исполнять свои обычные обязанности и работы по монастырскому быту.

    Такой процесс монастырской жизни соблюдается многие века, и удивительно, что даже в нашем современном мире удалось сохранить древние традиции. Пища исключительно постная, много бобовых и зелени. Порции чаще всего тоже скромные, подчёркивающие аскетичность монашеской жизни, но в тарелку друг к другу заглядывать не принято, потому христианская совесть подвижника является единственной мерой контроля.

    Русский Пантелеимонов монастырь в прошлом году отметил своё тысячелетие. Первых же русских монахов по преданию на Афон отправлял ещё святой равноапостольный князь Владимир. Преобладают же на Афоне греческие монастыри, однако есть и болгарские, и молдавские, есть русские скиты и так называемые келии (жилища одиночных монахов).

    Попасть на Афон можно либо пешком, либо на пароме или катере, потому передвижения между монастырями были слегка разбавлены морскими переправами. Так и пролетела неделя нашей афонской жизни, во время которой было много времени для молитвы и раздумий о своей жизни. Конечно, узнать все тонкости монашеской жизни такое паломничество не позволит. Для этого в монастыре нужно остаться на месяц, а лучше на несколько месяцев, потрудиться вместе с монастырской братией. Нужно время, чтобы отрешиться от мирской жизни.

    Когда паром привёз нас снова на материк, в небольшой городок Уранополис, отрадно было видеть, как своих мужей из афонского паломничества встречали несколько женщин. С детками на руках и с искренней радостью в глазах.

    В моей душе эта поездка оставит навсегда особенные впечатления и воспоминания.

    благочинный Ровеньского округа

    священник  Димитрий Готовкин.

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Голосование

Устраивает ли вас проведение встреч руководства района с населением в формате выездных заседаний коллегии при главе администрации района?


В Вашей газете было объявление о приёме сельхозпродукции от населения. Подскажите телефон для справок. Спасибо.

Позвоните по телефону 8 (47238) 5-56-51.

Добавить вопрос

Имя
E-mail
Вопрос:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отправить

Объявления

Карта

Каталог предприятий

    Развернуть список