Курсы валют ЦБ
$EUR18/1159.630.3573
EUR18/1170.360.3436

  • Сложные судьбы сложных времён

    2013.05.0821086Мне кажется, что история, как никакой другой вид человеческой деятельности, больше всего пострадала от пресловутого человеческого фактора, и поделать с этим ничего нельзя. Тем не менее, историю надо знать, понимать и любить. По крайней мере, пытаться в чём-то разобраться... Судьбы людей, а не официальные хроники, являются для этого наилучшим материалом.

    Храм во имя чудотворца Тихона Задонского в селе Нижняя Серебрянка был открыт в 1862 году. В советское время, примерно в 1930 году, был закрыт и разграблен. Есть мнение, что в 1917 году и позже учиняли погромы революционеры из Воронежской области, а ровеньские жители им боялись мешать. Некоторые жители Нижней Серебрянки делали ульи для пчёл из икон, написанных на толстых липовых досках… Где-то одна икона того храма сохранилась в целости и до наших дней, её даже в храм отдали те люди, что сохранили, но потом забрали... В послевоенное время местный колхоз сделал там склад химических удобрений. Очень трудно было пробить алтарь через метровой толщины стены красного обожжённого кирпича для заезда грузовиков с удобрениями… В 1998 году был создан попечительский совет по восстановлению и уже 8 ноября 2000 г. архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном был совершён чин освящения восстановленного храма.

    Говорят, что секрет прочности этого строения в куриных яйцах. То есть в яичном белке, который добавляли в раствор, а желтками кормили строителей. Профессионалы считают, что прочность от известкового молочка, которое добавляли в раствор. Руководитель бригады строителей, которая восстанавливала это всё, очень удивлялся, что храм построен на низменном и очень сыром месте, но трещин нет. Какой удивительно прочный фундамент и какое неправильное место для такого большого строения - по архитектурным нормам. Вот только для таких творений, как храмы, строительные стандарты и нормативы  - не главное.

    Наш земляк Иван Андреевич Духин (1941-2005 гг.), замечательный краевед, большой знаток истории колоколов и колокололитейного дела, консультант современных специалистов по отливке колоколов Храма Христа Спасителя и других церквей, нашёл в Московских архивах следующие сведения. 4 ноября 1808 года Сильвестр Лебединский, архиепископ Астраханский и Кавказский, проезжая через слободу Ровеньки Острогожского уезда Воронежской губернии сильно заболел. Погода была холодная и слякотная. Поняв, что не доедет до Глуховского Петропавловского монастыря Черниговской губернии, которым был назначен управлять, он вернулся в Ровеньки и остановился в доме у помещицы Фёклы Астафьевой (сейчас на этом месте здание местного «Сбербанка»). Чувствуя, что уже не выздоровеет – позвал настоятеля Никольской церкви и составил завещание – в том месте, откуда он вернулся (село Нижняя Серебрянка по реке Айдар), воздвигнуть храм в честь почитаемого им Тихона Задонского. Выделил на строительство храма и свои похороны 2000 рублей серебром. На следующий день, 5 ноября 1808 года, архиепископ Сильвестр умер и был похоронен в Никольской церкви с соблюдением всех почестей, согласно чина. А в 1974 году при строительстве газопровода под горой в Ровеньках, на месте Никольской церкви, был найден серебряный крест архиепископа с зелёными сапфирами. О перезахоронении останков в то время речь не шла. От могилы остались только смешанные с землёй кости, клочок волос да крест. Начальник Ровеньского отдела внутренних дел Полянский передал его священнику Троицкого храма о. Маркияну. Этот священник был очень своеобразной фигурой. Много ходит о нём всевозможных преданий до сих пор.  Видимо, не зря, раз этот крест он подарил своей тёще. Позже он был перевезён в город Сегед на юг Венгрии, потом в украинскую диаспору в Канаде, и в настоящее время местонахождение креста неизвестно. Говорят, что его оценочная стоимость на тот момент была около 10000 долларов, а какова историческая и духовная ценность вообще трудно сказать.

    Сведения Ивана Андреевича Духина во многом объясняют, почему Свято-Тихоновский храм в Нижней Серебрянке был построен именно в этом месте. К сожалению, никаких данных о строительстве этого  храма найти не удалось. Ни кто строил, ни как долго… Известно, только, что открыт он был в 1862 году, то есть на другой год после причисления Тихона Задонского к лику Святых…

    Все жители села Нижняя Серебрянка в детстве пытались найти подвал и подземный ход, в том числе и я. Вроде, было одно место в церкви, небольшая дыра в полу, что, если бросить туда ломик, то можно успеть досчитать до семи, пока он глухо звякнет…

    Храм восстанавливался сложно. Занимался этим непосредственно мой отец, Николай Николаевич Сикарев. Весной 1998 года он организовал сход граждан с написанием письма с просьбой восстановить храм. Почётным председателем попечительского совета был губернатор области Евгений Степанович Савченко, и это облегчало решение многих хозяйственных проблем, но далеко не всех. У истоков восстановления храма стоял и коммунист Владимир Васильевич Фоменков, бывший в то время главой района, и много сделал для этого Николай Тимофеевич Мирошниченко, нынешний руководитель  района. Не буду вдаваться во все подробности, но сам я тоже помогал отцу в этом деле, и знаю, как это было. Только после освящения и торжественного открытия храма, мы где-то через полгода сдали поросёнка, и примерно половину от его стоимости я отвёз в счёт уплаты междугородних переговоров отца со Старооскольскими и Белгородскими предприятиями по вопросам поставки материалов на восстановление храма. Просто у нас за неуплату телефон отключили. Письмо, которое написал отец про долги по зарплате и междугородние переговоры нашему епископу Иоанну, так и осталось неотправленным.

    После открытия храма первым покрестился мой отец, вторым я, а третьим мой сын Роман. Крестил нас лично новый благочинный из Валуек. Благочинный отец Андрей из Валуек, который очень много сделал полезного для восстановления этого храма, погиб, не увидев его освящения. Так случилось, что у благочинного Андрея за рулём легковушки встал выбор – давить людей или ударить в столб. Он погиб от удара в столб. Его жена приезжала потом на открытие храма, скромно стояв, среди толпы, видимо, думала – как бы радовался благочинный отец Андрей этому…

    Считаю, что многое ещё нужно вспомнить и сделать это достоянием всех по той простой причине, что это наша история. Как-то в социальной сети в Интернете мне задала вопрос незнакомая женщина из Воронежа – а не мой ли это стих про церковь в селе Нижняя Серебрянка? Какое я имею отношение к этому храму? Писала, что у её семьи с этим храмом связано немало горьких воспоминаний… В результате переписки выяснилось, что она смотрела ресурс Храмы России и под фотографиями Свято-Тихоновского храма нашла моё стихотворение, а потом и нашла мою страничку в Интернете, это Елена Арнаутова из Воронежа. Оказалось, что она… правнучка нашего серебрянского батюшки, убитого красными, с её слов, в 1917 году.

    Она мне прислала сканы старинных фото, но которых был и убиенный серебрянский батюшка, его жена, семья и его родители. Оказывается, они из потомственной семьи священнослужителей из Воронежской области. Её бабушке Зое в 1917 году было 7 лет, она оставалась старшей в семье, но у них была корова, и благодаря этому они выжили. Она сама и еду готовила, и кормила всех. Стоит отметить и помощь сельчан – кто муки приносил, кто картошки. А жили они при церкви…

    Прапрадед Елены Арнаутовой Иаков Александрович Лебедев служил священником  в селе Новопокровское (Новомосковское), о чём есть свидетельство архиепископа Дмитрия Самбикина в документах за 1880 год. На рубеже XIX-XX веков штат храма в Новопокровском включал в себя двух священников (Иаков Александрович Лебедев и Феоктист Алексеевич Глаголев), псаломщика-диакона (Петр Иванович Анохин) и псаломщика (Митрофана Яковлевича Лебедева). Церковь в настоящее время не сохранилась. А сын его Николай Яковлевич Лебедев служил священником в селе Нижняя Серебрянка Ровеньского, теперь, района...до 1917 года. Когда после революции начался голод, он собрался с обозом на Украину за продуктами для односельчан. Но по дороге назад его убили. То есть расстреляли, а обоз разграбили. Его жена (прабабушка Е. Арнаутовой) Апполинария Андреевна Лебедева при церкви учила местных детей грамоте, так как была учительницей по образованию, в девичестве Петрова, она родом из семьи священнослужителей  Новохопёрского уезда, села Троицкого, где её отец служил в церкви Николая Чудотворца (она разрушена). После гибели мужа Николая Яковлевича, Апполинария Андреевна осталась одна с детьми Галиной, Владимиром, Зоей (бабушка Елены), Алексеем, Сергеем, и вскоре родила ещё одного Дмитрия. Через небольшой промежуток времени она умирает от испанки, была тогда эта повальная эпидемия, и дети остались одни. Младшему Дмитрию на тот момент было 5 месяцев, а старшая Галина уже училась в гимназии в Ровеньках. Похоронили Апполинарию Андреевну в селе Новомосковском Воронежской области, ныне Каширском. К сожалению, кладбище не уцелело, так как на его месте уже в 1966 году была спортивная площадка, напротив школы в центре села. Бабушка возила туда Е. Арнаутову в возрасте 9 лет. В далёком 1966 году была она со своей мамой и в Нижней Серебрянке. Напротив церкви жила женщина в возрасте восьмидесяти лет, которая помнила их семью…

    Детей забрали к себе родственники. Галина была уже самостоятельная. Зою и Владимира забрала к себе Александра Лебедева, сестра отца Николая Яковлевича Лебедева (дочь Иакова Александровича Лебедева), которая на тот момент была уже замужем за священником Александром, служившем в хуторе Гремячьем Воронежской области Хохольского района. Своих детей у них не было. Сергей и Алексей сначала жили в Новомосковском у деда Иакова, потом их определили в ремесленное училище. Младшего Дмитрия забрала к себе сестра отца Олимпиада Яковлевна. К сожалению, по нелепой случайности, в возрасте двух лет он погиб при купании в тазу...  А Владимир погиб в Великую Отечественную. Сестра Галина прошла всю войну медсестрой. Участвовала в сражениях  на Курской дуге и осталась жива. Сергей дошёл до Берлина. Зою с детьми, мамой Елены и тётушкой  угоняли в Германию, но по дороге они сбежали с поезда и чудом уцелели под немцами в Закутинцах, под Киевом. Потом вернулись  в Воронеж. Эти фотографии были с ними...

    Бабушка Зоя рассказывала Елене, что жили они именно при церкви. Было у них два этажа. Она ей очень подробно рассказывала, как они жили счастливо, и что село было праведное, и люди добрые. Голи и бедноты не было совсем. А мать Апполинария Андреевна собирала у себя при церкви, это была не школа, а просто класс, деревенских ребятишек. И все были нарядные, красивые и чистые. А после революции сразу всё изменилось - начался голод. Про подземные ходы ей бабушка никогда не рассказывала, она же девочкой была 7 лет, и её это не интересовало. И даже, если б и был такой тайный ход, то она не знала, а старший брат Володя на войне погиб… Значит с ним и ушла последняя надежда на разрешение великой сельской тайны.

    Бабушка Зоя, когда выросла, только гимназию смогла окончить, так как никуда не брали в то время учиться, когда узнавали, что попа дочка. А потом уже в Воронеже, примерно в 1932 году, познакомилась она с Михаилом Болотовым, и нашли они друг друга. У него тоже отец был протоиреем в церкви сначала в Ельце, а потом уже в Орле, где после революции собралось всё наше духовенство... А в 1936 году его репрессировали и по документам расстреляли под Липовчиком, это одно из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессивных компаний по социальному и национальному признаку, проведённых в 1937-1938 годах, о чём есть официальный документ: Болотов Фёдор Александрович, уроженец Севского уезда, расстрелян согласно приговору… А на самом деле оказалось, что сослан он был на Соловки, а потом всю войну прошёл рядовым в штрафбате и жив остался. А после войны его опять вернули на Соловки...  Но семья об этом узнала гораздо позже, когда он умер на строительстве Беломорско-Балтийского канала от воспаления лёгких, и его жене Лидии Болотовой (прабабушке Е. Арнаутовой) прислали его дневники соловецкие... Это было уже далеко позднее смерти Сталина, уже при Елене об этом говорили, и она уже понимала что-то. Не совсем, конечно, но смогла запомнить. Это было при правлении Хрущёва, но это уже история другой семьи священнослужителей, хотя и связана теперь с Нижней Серебрянкой.

    Прабабушка Лидия Болотова и сёстры дедовы никогда Лене и другим ничего не рассказывали про свою прошлую жизнь, а когда их спрашивали, то отвечали, что они столько настрадались после революции, что не хотят об этом вспоминать...

    Церковь в Нижней Серебрянке стоит и действует, но стены продолжают разъедать химикаты, хранившиеся там десятилетиями, осыпается штукатурка. Храм снова требует к себе внимания. Модно в наше время восстанавливать и строить церкви, но надо их и содержать, надо туда приходить…

    Есть на сельском кладбище могила с буквами К. и У. В общем - это Кирилл Удодов. Была в Нижней Серебрянке такая семья – называли их попы… Возможно это кто-то из других чинов храма, оставшихся после убийства батюшки. Сейчас уже спросить не у кого.  

    А вот где могила, и есть ли она вообще, серебрянского батюшки Николая Яковлевича Лебедева – неизвестно. Раньше и спрашивать было нельзя, а когда Елена Арнаутова с бабушкой в Нижнюю Серебрянку приезжала в 1966 году, то тоже про это никто не знал.

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    2016.12.05 23:08:24
    В вашем материале упоминается мой пра-прадед свящ.Феоктист Алексеевич Глаголев. Я читал о нем, как о пострадавшем за веру. Известно ли вам что-то о его судьбе?
    2016.12.07 10:13:26
    Олег Олегович, мы связались с автором материала и задали ему Ваш вопрос. Напишите нам по электронной почте - rov1-niva@yandex.ru адрес Вашей электронной почты, и мы передадим Вам ответ автора. Только укажите, что задавали вопрос на сайте.
    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Голосование

Устраивает ли вас проведение встреч руководства района с населением в формате выездных заседаний коллегии при главе администрации района?


В Вашей газете было объявление о приёме сельхозпродукции от населения. Подскажите телефон для справок. Спасибо.

Позвоните по телефону 8 (47238) 5-56-51.

Добавить вопрос

Имя
E-mail
Вопрос:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отправить

Объявления

Карта

Каталог предприятий

    Развернуть список