- Что Анастасия Трофимовна, телевизор не отпускает даже на улицу выйти? - поздоровавшись, пошутил.
- А мне больше ничего не остаётся делать. Ноги мои совсем отказываются ходить, а в теле такая тяжесть, словно на мне снопы возили. Годы дают о себе знать, 85 уже. А жизнь-то какая была, - выключив телевизор, продолжила разговор она, окунувшись в воспоминания.
Ей не было и трёх лет, когда умер отец. Коллективизация только начиналась. Мать, Елена Александровна, с утра до вечера трудилась в колхозе, за свой труд почти ничего не получала. Денег не было ни на одежду, ни на обувь. До глубокой осени девочка бегала босиком. Из-за этого и в школу не смогла ходить. Благо, подружки научили читать.
Война ещё больше горя принесла. После освобождения Нагольного от фашистских оккупантов Анастасия пошла работать в колхоз. Было ей всего 13 лет. Работала на быках. Как же трудно было ей управляться с животными. Росточком была под шею быкам и, чтобы надеть на них ярмо, запрягая в повозку, нужно было поднимать его выше себя. Но на трудности не жаловалась, понимала, что идёт война, всем нелегко. Не принесла радости и послевоенная жизнь: разруха, голод, непосильная работа в колхозе. Как-то прослышала она, что в городе людям живётся легче, там и деньги за работу платят, и решила сама туда податься.
Но паспорта-то не было, их тогда сельским жителям не выдавали. Со слезами и мольбой выпросила справку с места жительства у председателя сельского Совета, с ней и уехала на Урал. Там добрые люди пристроили её на завод по выпуску кирпича и цемента.
Неутомимая в работе деревенская девушка вскоре стала заметной в трудовом коллективе, и дирекция завода назначила её звеньевой в одном из цехов. А после одного из праздничных вечеров, когда услышали, как она исполняет народные песни, её включили в коллектив художественной самодеятельности при заводе. У неё появилось много подруг, знакомых.
Однако такое благодатное время длилось недолго. Из дома пришло письмо, что мать серьёзно заболела, а ухаживать за ней некому. И она возвращается назад. И снова работа в колхозе. Правда, жизнь здесь уже заметно налаживалась. Более полновесным стал трудодень, и деньги на них начали выдавать. А работы она не страшилась никакой: полола свёклу, подсолнечник, работала на быках, подменяла доярок на ферме. А по вечерам спешила в сельский клуб на репетиции художественной самодеятельности, она была активной участницей в ней. В зимнее время наголенские самодеятельные артисты часто выезжали в другие сёла с концертами, где их всегда принимали с большой радостью.
А вскоре нашёлся и жених – невысокий парень, плотный, плечистый, по имени Павел. Предложение сделал в первый же вечер. Поженились, и жизнь сложилась у них на зависть многим. Поднакопили денег – дом построили, двух сыновей и дочь воспитали, как говорится, в люди вывели. В доме порядок и достаток.
Только бы жить. Но всему своё время. Дети, определившись в жизни, покинули родительский дом, спустя годы не стало мужа Павла Демьяновича, и осталась Анастасия Трофимовна одна. Нет, на детей она не в обиде, они каждый день её навещают. Вот и недавно была дочь, навела порядок в доме, приготовила еду. Но она ушла, и опять одиночество тяготит, душу томит. Ничего не поделаешь – таков уклад жизни у нас сегодня.
В. БЫЧКОВ.
с. Нагольное.
2020.09.30
День пожилого человека – День добра и уважения!2020.07.24
1945 год: четыре Парада Победы и один участник, которого несли на шинели Сталина2020.04.15
Белгородские власти продлили сроки действия лицензий на продажу алкогольной продукции2020.04.15
Храм исторической памяти в «Патриоте»2020.04.01
Белгородцев учат поддерживать спортивную форму во время карантинаУстраивает ли вас проведение встреч руководства района с населением в формате выездных заседаний коллегии при главе администрации района?
Комментарии