Курсы валют ЦБ
$EUR01/1078.78-0.8998
EUR01/1092.43-0.5935

  • Успешность в жизни – со школьных лет

    2015.05.190596Уважаемый читатель! Вероятно, вы неоднократно задавали себе вопрос: «Почему обязательным на итоговой государственной аттестации является экзамен по математике? Почему не история, не английский язык?». Ответ заключён в грандиозной развивающей роли математики.

    Занятия математикой обеспечивают готовность учащихся к применению математических методов в других областях, а также существенно влияют на развитие интеллектуальных способностей школьников, а значит, обеспечивают общее развитие личности. Личности, умеющей быстро анализировать ситуацию, предлагать разные способы решения проблемы с учётом имеющихся возможностей, составлять программу действий и эффективно претворять её в жизнь, организуя свою деятельность и деятельность других. Молодые люди, вооружённые фундаментальными знаниями и перечисленными способами действий будут востребованными в любой отрасли современной экономики, а значит, будут успешными и счастливыми. Это мировой стандарт.

    Приведу два примера.

    Наверное, когда-то вы с интересом читали книги Конан Дойля, в которых мудрый Шерлок Холмс раз за разом решает, казалось бы, неразрешимые задачи, которые поставляет ему преступный мир, наполненный умными, но жестокими людьми. Он демонстрирует высокий класс в создании логических цепочек, увязывающих исходную разрозненную информацию в красивую конструкцию, ведущую к результату. Именно таким способам действий учит математика. Благодаря ей, учитель раз за разом ставит ребёнка в тупик, из которого, как ему кажется в момент постановки задачи, нет никакого выхода. Он прилагает усилия, бьётся о созданные им же самим стенки – логические запреты – и нередко опускает руки: невозможно. Так же, как Скотланд Ярд в лице сыщика Лестрейда. И через несколько минут обнаруживает, как близка была победа. Десятки и сотни таких экспериментов приводят не только к овладению множеством способов решения задач,  но и к формированию внутреннего убеждения, что в каждой жизненной ситуации есть выход, причём не один. Только он не является очевидным, поэтому надо вдуматься в проблему, подметить особенности задачи, воспользоваться опытом других людей, преуспевших в том направлении, в котором он пытается двигаться.

    Жизненная проблема всегда имеет решение, но мы не всегда его находим.

    Второй важный момент я проиллюстрирую на примере двух футбольных кумиров семидесятых годов прошлого века – Пеле и Гарринча. В те годы, когда футбольная сборная Бразилии на голову превосходила всех соперников, именно эти два футболиста были явными лидерами своей команды. Они очень различались по стилю игры. Пеле творил на поле чудеса, он мог забить гол и в свои ворота, но обязательно красиво. Гарринча в совершенстве владел одним приёмом. Защитники, которым предстояло играть против бразильцев, на видеозаписях многократно смотрели этот трюк, знали его в деталях, но в редкой игре Гарринча не забивал один-два гола всё тем же приёмом. И трудно было сказать, кто важнее для победы:  игрок эффектно разнообразный или игрок забивающий. Прошли годы, они ушли из футбола. И тут оказалось, что Пеле находил новые и новые применения своим способностям, находил разные способы для движения вперёд и оставался преуспевающим бизнесменом, довольным жизнью. А Гарринча оказался не у дел, единственный известный ему трюк теперь никому не был нужен. Разочарованный в жизни, он спился.

    Как видим, лучше научиться оперировать разными способами решения проблемы и подбирать наиболее удобный в конкретном случае, чем в совершенстве владеть одним, пусть очень сильным методом.

    В беседах со своими выпускниками - инженерами, врачами, бизнесменами, молодыми учёными (не обязательно математиками) я пыталась выяснить  – что важное дали им занятия математикой? Большинство утверждали, что важнейшими явились логика и оптимизм. Главное, что получают ученики из курса математики - умение создать логическую цепочку, ведущую от проблемы к её разрешению.

    Надеюсь, я убедила вас, что математику надо изучать ради собственного развития, для того, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным в век научно-технического прогресса, чтобы выстроить собственную карьеру. А вот для этого надо «учиться, учиться и ещё раз учиться».

    Большинство родителей сегодня мечтают о высшем образовании для своих детей. Смею надеяться, что речь идёт о качественном высшем образовании. А для этого знаний, полученных только на уроках, явно недостаточно. Нужны дополнительные занятия. На базе станции юных натуралистов создан центр по работе с одарёнными детьми. Цель его - обеспечить детям, имеющим высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей, условия для подготовки их к продолжению образования, к участию в различных олимпиадах и конкурсах, выполнять исследования, научиться создавать собственный продукт и защищать его на всех уровнях. Руководит центром Галина Николаевна Улезько, директор станции юных натуралистов, занятия посещают 141 ученик 8-11 классов из двух Ровеньских, Наголенской, Нагорьевской и Ясеновской средних школ. Кроме математики, здесь организованы занятия по химии, биологии, географии, обществознанию. Обучение ведут высококвалифицированные педагоги, направляющие  усилия на  углубление и расширение базовых знаний, развитие креативности учащихся.

    В следующем учебном году предполагается открыть группы по физике, информатике, робототехнике.

    Почему именно сейчас такое пристальное внимание к детям, имеющим высокий уровень познавательных способностей, склонностей и желания заниматься дополнительно для получения более высокого качества образования по предметам естественно-математического цикла? Развитие общества (не обязательно в масштабе страны) связано с наличием интеллектуально развитой группы членов, которую часто называют элитой. Элита - это не сверходарённые люди. Это высококвалифицированные профессионалы, которые непрерывно совершенствуются. Причём стремление к совершенству не принудительное, а присущее личности как качество характера. Это люди с активной жизненной позицией.  Для них характерно желание непрерывно учиться, если надо, то и переучиваться. Такая личность воспитывается со школьной скамьи.

    Было бы замечательно, если бы молодые люди, получив хорошую подготовку в школе и вузе, затем вернулись к себе в муниципалитет и здесь, на родной земле, воплощали в жизнь свои планы, применяли свои знания. Тогда бы не было кадровых проблем на местах. Кстати, и тем, кто даёт направление на целевое обучение, необходимо учитывать факт обучения в центре наряду с участием в олимпиадах, научно-практических конференциях и других конкурсах.

    Уважаемые родители! Если ваши сын или дочь говорят, что им легко учиться, а домашние занятия они выполняют за час, у вас есть повод для беспокойства. Учение лёгким не бывает. В вашем случае оно не соответствует возможностям и способностям ребёнка, а развитие личности тормозится. Подумайте над этим и сориентируйте  детей на посещение занятий в центре для одарённых детей.

    Кроме ребят с ярко выраженными способностями, имеется достаточно большая группа подростков со скрытыми возможностями. И оценки у них не всегда хорошие и отличные, и прилежание оставляет желать лучшего, но на уроках они могут предлагать оригинальные решения, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Их становление невозможно без обучения в конкурентоспособной среде, и обязанность взрослых (учителей и родителей) помочь им выстроить индивидуальный образовательный маршрут через систему дополнительного образования.

    Ребята! Если вы уже проектируете своё будущее и связываете его с получением образования, соответствующего современным требованиям, у вас появилась возможность повысить образовательный рейтинг и обеспечить уровень конкурентоспособности, достаточный для поступления в ведущие колледжи и вузы России. Мамы и папы! Помогите детям правильно расставить приоритеты, посоветуйтесь с педагогами…

    Т. ГОДЗЬ,

    педагог Центра одарённых детей, заслуженный учитель школы РФ.

  • отправить другу
  • распечатать

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Архив

Голосование

Устраивает ли вас проведение встреч руководства района с населением в формате выездных заседаний коллегии при главе администрации района?


Добавить вопрос

Имя
E-mail
Вопрос:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отправить

Объявления

Карта

Каталог предприятий

    Развернуть список