Пропадали без вести и после войны: во время военных операций в Западной Украине, Прибалтике.
Пропало без вести 290 человек и во время самой долгой необъявленной войны в Афганистане. Разные оценки даются той войне политиками сегодня. Однако для большинства память о ней и погибших солдатах священна. Достоин уважения солдат, оставшийся верным воинской присяге.
Среди пропавших без вести в Афганистане и бывший ученик нашей Харьковской средней школы Александр Алексеевич МАТВЕЕВ (на снимке) 1963 года рождения. Саша Матвеев запомнился всем, кто знал его, добрым, отзывчивым, очень любознательным учеником. Всё свободное время Саша проводил в лесу, где его всё интересовало. После окончания школы он уехал в Алтайский край к дедушке и бабушке, откуда и был призван в ряды Советской Армии 1 октября 1981 года Волчихинским РВК. В Афганистане с мая 1982 года, службу проходил в войсковой части № 89933, в 860-м отдельном мотострелковом полку в городе Файзабад.
Служба уже подходила к концу, когда мать Александра, Прасковья Сидоровна, получила вдруг извещение о том, что ефрейтор Матвеев Александр Алексеевич при оказании интернациональной помощи 31 июля 1983 года пропал без вести в районе г. Файзабад, Демократическая Республика Афганистан. В извещении указывалось, что другими сведениями воинская часть не располагает.
Одновременно с Александром Матвеевым призывался и его товарищ из Алтайского края Александр Иосифович Дудкин. Вместе с Сашей проходил службу в учебном подразделении, но служить попал в провинцию Кабул в 201-ю мотострелковую дивизию. 9 июня 1982 года А. Дудкин пропал без вести.
А встретились друзья уже в Пакистане в лагере смерти Бадабер Пешаварского района, в 24 километрах от границы с Афганистаном. В этом лагере был организован центр подготовки боевиков под руководством инструкторов из США, Пакистана, Китая и Египта, всего в лагере работали 65 инструкторов по военному делу, они обучали сотни моджахедов. Лагерь пользовался негласной поддержкой пакистанских властей и контролировался самым влиятельным полевым командиром Бурнахуддином Раббани. На территории лагеря было три тюрьмы и шесть складских помещений с оружием и боеприпасами. В тюрьмах находились 14 советских военнопленных и несколько десятков пленных афганцев. Военнопленных использовали на самых тяжёлых работах, за малейшую провинность жестоко избивали, склоняли к принятию ислама. Всем советским военнопленным были даны мусульманские имена. Саше досталось имя Абдулло. Обращаться между собой можно было, называя только новые имена. От нечеловеческого обращения сошёл с ума казах Канат, двое ослепли. Узникам было всего по 19-20 лет, они не видели выхода из жуткой ситуации.
Но вот в лагерь привозят Николая Шевченко, уроженца из Украины, моджахеды дают ему имя Абдурахман. Он был вольнонаёмным служащим, по договору возил продукты в воинские части. В одном из рейсов был захвачен в плен. Ему уже было 30 лет. Он как мог, поддерживал молодых узников. Всех их волновала одна мысль: почему они находятся в Пакистане, ведь наша армия не вела боевые действия с этой страной. Они решили сообщить об этом в советское посольство. Выполнить это опасное задание поручили Матвееву. В лагере не было воды, её привозила каждый день водовозка. И Саша, спрятавшись в пустой бочке, выбрался за территорию лагеря, но к сотрудникам консульства он не попал, а был схвачен пакистанской полицией. Ей, полиции, он и поведал о том, что на территории Пакистана находится лагерь с советскими военнопленными. Утечка информации об этом грозила международным скандалом. Пакистанские власти решили проверить достоверность этой информации. Но к этому времени советские военнопленные были размещены в других местах, и пакистанские власти передали Александра Матвеева в руки его «хозяев». За этот побег Саша был подвергнут жестокому истязанию. Это переполнило чашу терпения узников, которые после проверки были возвращены в лагерь Бадабер. Они решили поднять восстание, добиться встречи с Раббани или представителями советского посольства. Николай Шевченко добился проведения футбольного матча между шурави и душманами, это нужно было для того, чтобы узнать, сколько душманов находится в лагере. В «матче смерти» побеждают советские солдаты – 7:2.
В марте 1985 года боевики завезли в лагерь большое количество оружия и боеприпасов, рядом с тюрьмой устроили арсенал. Восстание началось в 21 час 26 апреля, когда основная часть моджахедов находилась в мечети, тюрьму охраняли только 2 охранника, один у ворот, другой на крыше тюрьмы.
Н. Шевченко выключил электростанцию на некоторое время, охранник спустился с крыши узнать причину поломки генератора и тут же был разоружён, восставшие ворвались в арсенал, вооружились и заняли оборону на крыше, потребовав встречи с представителями посольства и Красного Креста. Один военнопленный Варварян по кличке Исломутдин перебежал к моджахедам. Он-то и сообщил им о готовящемся восстании.
К 23 часам повстанцы были блокированы, им было предложено сдаться. Но советские воины ответили отказом. В это время, зайдя с тыла, моджахеды похитили одного из них – Рустамова, он остался в живых, сейчас живёт в Узбекистане и является свидетелем этих событий. Именно Рустамов свидетельствует о том, что Матвеев в лагере был электриком, пользовался уважением среди товарищей.
К 8 часам утра 27 апреля стало ясно, что восставшие сдаваться не намерены. Во время штурма Раббани чуть было не погиб от разрыва гранатомётного выстрела, и он решил закончить штурм уничтожением лагеря. В 8 часов утра начался артобстрел Бадабера пакистанской артиллерией, после чего склад вооружения и боеприпасов взорвался.
По другим источникам, восставшие сами взорвали склад, когда исход боя стал уже ясен.
Согласно документам Генерального штаба ВС СССР погибло более 120 моджахедов, ряд иностранных специалистов, около 40 пакистанцев. База Бадабер была полностью уничтожена, в результате взрыва арсенала были уничтожены 3 установки РСЗО «Град», свыше 2 млн. патронов, 40 орудий, миномётов и пулемётов, 2 тыс. ракет и снарядов различного типа. Согласно данным аэрокосмической службы воронка от взрыва достигала 80 м.
По заявлению генерала Аушева, уничтожение гигантского количества боеприпасов делает узников лагеря Бадабер героями. Впервые открыто заговорили об этом восстании спустя 15 лет.
Неоднократные обращения к российскому руководству с целью увековечения памяти павших воинов и представления их к государственным наградам не нашли положительного отклика, Минобороны ссылается на отрывочность данных. События эти стали основой журналистских расследований, в том числе и зарубежных, сняты документальные и художественные фильмы. Точного списка погибших участников восстания нет, так как во время взрыва была уничтожена и канцелярия тюрьмы, а с ней и списки узников. Это даёт определённую надежду на то, что, возможно, кто-то из повстанцев остался жив. В январе этого года к матери нашего солдата Прасковье Сидоровне приезжал заместитель председателя комитета по делам воинов-интернационалистов А.В. Лаврентьев, но большой ясности в дело поиска не внёс. Но всё же надежда, как говорят, умирает последней.
В. БОНДАРЬ.
учитель истории Харьковской средней школы.
2018.03.07
Из последней командировки не вернулся домой2018.03.03
Главное у казаков – конкретные дела2018.02.21
Непобедимая и легендарная2018.02.21
«Я отслужил и не жалею»2017.11.28
Белгородская область заняла 1 место во Всероссийском конкурсе по допризывной подготовкеУстраивает ли вас проведение встреч руководства района с населением в формате выездных заседаний коллегии при главе администрации района?
Комментарии
Впервые за 43 года работы в газете я рад за допущенную ошибку. Если бы её не было, не последовало бы от Вас отклика, той информации, отзыва о нашем земляке, которые Вы нам предоставили, за что мы Вам очень благодарны. В последнем письме Вы ответили на мой вопрос, который я собирался Вам задать. Ответ прямой и убедительный. Спасибо.
Мать Александра жива, она всё ещё ждёт сына домой. Надежда - единственное, что хоть как-то утешает её. Ещё раз большое Вам спасибо за Ваши отклики.
С уважением зам. гл. редактора В.И. Бражников.
Будем Вам очень признательны, если Вы нам более подробно сообщите о совместной службе с Александром, о том, как всё произошло. Пишите нам на электронный адрес rov1-niva@yandex.ru
С уважением зам. гл. редактора газеты "Ровеньская нива" В.И. Бражников.